Очерк о Галине Денисовне Софроненко

 

…Галина Денисовна Софроненко родилась в 1912 году в городе Ростове-на-Дону в семье портного. Семья, в которой росла Галина, жила на многонациональной бедной окраине. Достаток семьи был средним – отец работал целыми днями, мать растила, воспитывала детей… Брат Галины Денисовны Николай погиб во время Великой Отечественной Войны в боях под Сталинградом. После окончания школы Галина поступила в медицинский институт, который закончила в 1935 году. Вместе с мужем Владимиром Елисеевым, по собственной инициативе, поехали на работу в Узбекистан, к подножию Тянь-Шанских гор…

– Это было для нас переселением на другую планету, – вспоминала Галина Денисовна, – не в другую страну – а на другую планету, где были другие люди, обычаи, язык, понятия… даже болезни, кроме тех, что изучали в институте, были другие… Звёзды здесь казались больше и висели так низко, что было ощущение, будто их можно достать рукой с крыши нашей одноэтажной больницы. Землетрясение стало для нас привычным явлением… И время потекло так быстро, что незаметно прошло почти два года… Владимир Иванович стал с первого дня главным врачом и хирургом, а я – всё остальное: трахома (инфекционное заболевание глаз) – я окулист, все дети – ко мне, болят зубы – ко мне, все женщины – тоже ко мне!… А язык-то!.. Чрез месяц-полтора мы уже всё хорошо понимали… Открыли родильное отделение – это была первая победа, – ведь там рожали на дому, материнская смертность при сплошной рождаемости была обыденным явлением… Но, в августе 37-го года Владимира Ивановича арестовали – он оказался «английским шпионом» – кто-то донёс: сам с собой говорит на иностранном языке… Пришлось ехать в Кзыл-Орду, потом в Андижан, Коканд, добиваться правды в самом Ташкенте – без малого год! Освободили Владимира – снова на работу… У него операции, у меня – роды… Вся патология беременности и родов, которая только бывает на земле – ничто меня не миновало: закаляло, радовало, доводило до отчаяния. Побывала на учёбе в Ташкенте, в Москве – там предлагали остаться на должности ординатора в родильном доме… Да видно не та дорога мне была суждена… В мае 41-го года вернулась в свою Кзыл-Орду, а в июне  меня назначили заведующей отделением переливания и заготовки крови. По всему Узбекистану ездили бригадой – заготавливали кровь, отвозили в госпитали… Сегодня Фергана, завтра Шахимардан, потом Коканд и Маргилан… Строжайшая отчётность. Скрытность переездов. Недосыпание, недоедание… Известие о смерти брата. Война – что сказать? Горе горькое… 

…Когда начали освобождать Украину, Наркомздрав стал отзывать врачей на работу в освобождённые города. Владимир Елисеев обратился к начальнику отдела кадров госпиталя майору Фёдору Петровичу Лымарю с просьбой откомандировать его на работу на Украину.  – Едешь, Иваныч, на мою родину, в Херсон, хирургом, – вскоре сообщил Лымарь. В марте 1944 года, 31 числа приказом горздравотдела Владимир Иванович Елисеев был назначен главным врачом херсонской городской больницы №2, а 26 апреля 1944 года Галина Денисовна была принята на работу в эту же больницу на должность заведующей родильным и гинекологическим отделением. И снова работа в больнице, где нет стёкол в окнах, где разрушены печи, где нужно самим натопить и убрать в палатах, а потом оперировать и выхаживать больных – таких запущенных (иногда казалось – безнадёжных!), что и в учебниках не встретить…  Результатом двенадцатилетней работы в 1954 году стала защита диссертации на степень кандидата медицинских наук. Обобщается опыт врача-практика в ряде научных работ… За 11 лет работы во 2-ой городской больнице (ныне больница им. А. и О. Тропиных) в журналах и сборниках научных работ было опубликовано 19 статей Галины Софроненко, заведующей акушерской службой, кандидата медицинских наук.

Однако, она отнюдь не баловень судьбы. От тяжёлого недуга сердца внезапно гибнет муж. Едва справившись с горем опустошительной утраты друга, учителя, единомышленника, Галина Денисовна узнаёт о тяжёлом осложнении после гриппа у единственной дочери-школьницы Вероны… Несмотря на суровые удары судьбы, Галина Денисовна находит в себе силы для каждодневной работы, возглавляя акушерско-гинекологическое общество Херсонщины. Она выковала признанную школу акушеров-гинекологов: в период 70-80-ых годов прошлого века Херсонская область была признана школой передового опыта в организации акушерской помощи, – этот вывод сделала комиссия Министерства Здравоохранения СССР. В феврале 1969 года Галине Денисовне Софроненко присвоили высокое звание Героя Социалистического Труда. Она единственная среди акушеров-гинекологов доктор медицинских наук, Герой Социалистического Труда, кавалер двух орденов Ленина. Достоверно известно, что когда Николай Подгорный (тогдашний Председатель Президиума Верховного Совета СССР) предложил Леониду Брежневу (тогда Генеральному секретарю ЦК КПСС) присвоить звание Героя Социалистического Труда 107-ми врачам, Брежнев возразил. Тогда Подгорный взял со стола одну из папок, содержащую документы на представленного к награде – это была папка на Галину Софроненко, и начал зачитывать… Брежнев, прервав его, сказал: хватит, Николай Викторович, если все такие – я согласен!

Галина Денисовна, и став Героем Социалистического Труда, осталась всё такой же… Своих сотрудников она называла просто по имени, хотя кому-то казалось грубовато: Зойка, Сашка, Машка, – а было это признаком высокого уровня доверия. Её ученик – Александр Пуляев, признанный в Украине онкогинеколог, хирург, подобных какому в Украине не больше, чем пальцев на руках – и она (его учитель!) просит: «Сашка, посмотри у меня одну тётку, только тебе под силу: вес почти полтора центнера, уже несколько раз оперировали в Баку, в Харькове… Только операция нужна! Ей-то нет сорока лет, а те или боятся, или не умеют… Прошу тебя, Саша, помоги больной, ведь я знаю и верю тебе…». Больная была успешно прооперирована, получила курс сочетанного лучевого лечения и проживает в Каховке.

В 1979 году Галина Софроненко защищает докторскую диссертацию, работа над которой потребовала более 10-ти лет напряжённого труда. В поисках материалов она перерывает архивы Херсона, Одессы, Николаева… Изучение статистических отчётов заставляет её проникать в просторы экономики, загадки демографии и причины людской миграции… А всё это время Галина Денисовна – депутат Херсонского областного совета. На степной Херсонщине нет ни единого очага охраны здоровья, где бы не побывала врач Софроненко, – она знает по имени всех акушерок, помнит, где и в чём есть нужда… Её трудом открыты новые больницы в Воронцовке, Цюрупинске, Рогачике, Серогозах, Агайманах. Родильные отделения открываются в новых условиях и оснащаются при её прямом руководстве, а ведь, ещё только начав свой путь областного акушера-гинеколога, она добилась открытия колхозных родильных домов. Побывавшие в нашей области республиканские и областные акушеры-гинекологи бескрайнего СССР приходили в восторг и изумление, видя наяву желаемое воплощённым в жизнь.

Галина Денисовна опубликовала около 80-ти научных работ, под её руководством защитили диссертации Зоя Сергеевна Клименко, Александр Иванович Пуляев, Людмила Максимовна Яковлева, Екатерина Ивановна Драган, Борис Владимирович Хабрат, Ольга Фёдоровна Давидкевич и др….

С уходом из жизни Галины Денисовны Софроненко, ушли из практики Херсона такие операции, которые делала только она. Дважды мне пришлось присутствовать в операционной, когда Галина Денисовна с помощью Натальи Анатольевны Петренко – ординатора гинекологического отделения областной больницы, успешно создала искусственное влагалище. Подобные операции в Украине могут выполнить не более пяти хирургов-гинекологов. Она имела обострённое чувство чужой боли…

Её могли поднять ночью телефонным звонком – нужна помощь где-то в далёком районе, – она тут же дозванивалась до первого секретаря КПСС и требовала выделения райкомовской машины (ведь больничная машина в такую грязь не пройдёт!), чтобы привезти врача из ближайшего района: «...А утром я сама приеду, если не справятся. Мы с вами не можем допустить смерти молодой мамы!», – и клала трубку. Галина Денисовна была беспредельно скромна, щедра, доверчива и доступна в общении. Мало кто знает, что на строительство акушерского корпуса областной больницы она вложила свои сбережения: 15 тысяч рублей (по масштабам цен того времени!). Когда сегодня газеты пестрят подробностями о меню банкетов, свадеб и пресловутых корпоративов, обходящихся в тысячи долларов, мне вспоминается Галина Денисовна, которая без всякой позы и огласки давала деньги не только на строительство нового корпуса, но и больным старухам, выписывающимся из больницы. Не могу не вспомнить, как в 1959 году к ней в гинекологическое отделение в областную больницу приходила некая Мина с грудным ребёнком – и Галина Денисовна давала ей деньги, оказывала всякую помощь…

Галина Софроненко была почётным гражданином города, и это звание она заслужила своим служением городу, его жителям, как врач-исцелитель, спаситель матерей. Она не искала, как бы сказали сейчас, спонсирования власть имущих. Не раз слышал, как она говорила: «Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь». Её работоспособность – поражала. Готовя статью о Галине Софроненко, в отчётах за время работы в больнице им. А. и О. Тропиных (1946-1957 год) – 132 операции по Вертгайму – сложнейшая операция при раке шейки матки. Это очень хороший показатель работы, если прибавить к этому тысячи других не менее сложных срочных и рискованных оперативных вмешательств.

Когда в Херсоне побывал Борис Васильевич Петровский – известный хирург, министр здравоохранения СССР, он посетил областную больницу, осмотрел гинекологическое отделение и попросил показать ему операционный журнал, прервав хвалебную разноголосицу сопровождавших его чиновников министерства и облздравотдела. Посмотрев этот журнал (глаз хирурга-министра был намётан!), Борис Петровский низко поклонился Галине Денисовне: «Вы, Галина Денисовна, великая труженица! Я склоняю перед Вами свою голову». Какой-то ловкий чинуша протянул министру букет цветов, и Борис Васильевич вручил его Галине Денисовне Софроненко.

…Она была беспартийной, – многих это удивляло. Как-то мы ехали из Чаплынки в Херсон, машина обломалась в пути. Ожидая устранения поломки, говорили ни о чём, и я приглушённо спросил: – А почему Вы, Галина Денисовна, не в партии? – Я верю в Бога, – был её ответ. Однако она не вывешивала на блузку свой нательный крест, не делала демонстративного посещения церкви, она была просто верующей.

Жила Галина Денисовна на улице Декабристов, в уютном угловом домике. Прежде эта улица имела название Преображенской. Я не предлагаю назвать её именем Сафроненко, - декабристы, разбудившие Герцена, в топонимике Херсона незыблемы. Улицы в память о Галине Софроненко – нет, как нет и мемориальной доски на здании акушерского корпуса областной больницы… Но мне кажется – пока нет.

В апреле 2012 года ей было бы 100 лет. Однако к этому времени страна будет в угаре футбольного ажиотажа… Было бы лучше сегодня, сейчас воздать должное памяти Галины Софроненко. Она заслужила эти почести, – не стану перечислять звания, награды, доблестные дела ушедшей от нас Галины Денисовны Софроненко.

 

Гарри Зубрис, врач.

 

Про лікарню

Стаціонарна служба